Как работать с КЭП от ФНС России

Анастасия Митина · 31 янв 2022 · 3222 · Поделиться

Налоговая инспекция выдаёт сертификаты КЭП директорам юридических лиц, индивидуальным предпринимателям и нотариусам. Данная КЭП бесплатная, но необходимо приобрести сертифицированный защищенный носитель формата USB Тип-А. КЭП, выдаваемая ФНС России, имеет неэкспортируемый вид закрытых ключей электронной подписи.

О том, как бизнесу работать с КЭП, которую нельзя копировать и выдать своим работникам, читайте в нашей статье.

Раньше руководитель организации экспортировал ключ ЭП и выдавал сотрудникам (бухгалтерам, юристам, тендерным специалистам и др.), которые могли подписывать отчеты от лица организации или участвовать в закупочных процедурах. Теперь данная опция невозможна, поскольку ФНС России выдаёт КЭП с неэкспортируемыми ключами.

Согласно разъяснениям УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-A, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta-2 SE (JaCarta-2 PKI/ГОСТ/SE), JaCarta LT, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta-2 PKI/ГОСТ, JaCarta PKI, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ, а также иные, соответствующие установленным требованиям.

Особенности использования неэкспортируемых ключей ЭП:

  • существование КЭП исключительно на одном токене без дубликатов;
  • доступ к КЭП только у её владельца;
  • один директор — одна КЭП для подписания документов от лица организации;
  • обеспечение конфиденциальности ключа электронной подписи.

Что делать бизнесу?

  1. Получить сертификат на руководителя, действующего без доверенности, в налоговой инспекции, в личном кабинете на сайте ФНС, у Доверенного лица УЦ ФНС России.
  2. Организовать выпуск сотрудникам сертификатов. До 01 марта 2022 года в удостоверяющих центрах, прошедших аккредитацию после 01 июля 2020 года, можно получить сертификаты КЭП на сотрудников с указанием наименования юридического лица. Пользоваться такими сертификатами можно до конца 2022 года, электронная доверенность (машиночитаемая доверенность, далее — МЧД) не требуется. Либо организовать выпуск сертификатов в АУЦ на физическое лицо (работников), и с 01 марта 2022 года выписать таким сотрудникам МЧД.
  3. Утвердить и ознакомить сотрудников с правилами работы с электронной подписью. Разъяснить основные права и обязанности участника электронного взаимодействия, регламент работы с КЭП, в том числе в случае ее компрометации, аннулирования либо замены.
  4. Организовать контроль по своевременному получению и аннулированию работниками КЭП и машиночитаемых доверенностей.

Таким образом, директор организации и ИП обязаны подписывать все электронные документы сертификатом КЭП, полученным в налоговой инспекции, записанным на сертифицированный токен. Сотрудники организации, которые не являются представителями юридического лица в силу закона, вправе подписывать электронные документы КЭП юридического лица, полученную в УЦ, аккредитованном по новым правилам, до конца 2022 года, либо прилагая машиночитаемую доверенность, подписанную директором или ИП, с марта 2022 года.

Вернуться к списку новостей

Подпишитесь и получайте новые статьи по почте

Заполните поле Подписаться

Подписываясь, вы соглашаетесь на получение информационных сообщений от компании
ООО «Цифровые технологии» на условиях Политики конфиденциальности

Спасибо, что подписались
на нашу рассылку!

Узнавайте новости первыми —
подпишитесь на нашу новостную рассылку

Заполните поле
Подписаться

Подписываясь, вы соглашаетесь на получение информационных сообщений от компании
ООО «Цифровые технологии» на условиях Политики конфиденциальности

Спасибо, что подписались
на нашу рассылку!