Налоговая инспекция выдаёт сертификаты КЭП директорам юридических лиц, индивидуальным предпринимателям и нотариусам. Данная КЭП бесплатная, но необходимо приобрести сертифицированный защищенный носитель формата USB Тип-А. КЭП, выдаваемая ФНС России, имеет неэкспортируемый вид закрытых ключей электронной подписи.
О том, как бизнесу работать с КЭП, которую нельзя копировать и выдать своим работникам, читайте в нашей статье.
Раньше руководитель организации экспортировал ключ ЭП и выдавал сотрудникам (бухгалтерам, юристам, тендерным специалистам и др.), которые могли подписывать отчеты от лица организации или участвовать в закупочных процедурах. Теперь данная опция невозможна, поскольку ФНС России выдаёт КЭП с неэкспортируемыми ключами.
Согласно разъяснениям УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-A, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta-2 SE (JaCarta-2 PKI/ГОСТ/SE), JaCarta LT, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta-2 PKI/ГОСТ, JaCarta PKI, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ, а также иные, соответствующие установленным требованиям.
Таким образом, директор организации и ИП обязаны подписывать все электронные документы сертификатом КЭП, полученным в налоговой инспекции, записанным на сертифицированный токен. Сотрудники организации, которые не являются представителями юридического лица в силу закона, вправе подписывать электронные документы КЭП юридического лица, полученную в УЦ, аккредитованном по новым правилам, до конца 2022 года, либо прилагая машиночитаемую доверенность, подписанную директором или ИП, с марта 2022 года.