Нужна ли электронная подпись абитуриентам?

Артемий Земляника · 08 июн 2020 · 2839 · Поделиться

Приёмная кампания в вузах 2020 г. отличается от приёмных кампаний предыдущих годов. Если раньше большинство абитуриентов подавали заявления на поступление лично или направляли их по почте, то в этом году такие варианты были отменены.

До событий, изменивших санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране и мире, вузы в соответствии с Приказом Минобрнауки №1147 сами определяли способы подачи документов для поступления. Можно было выбрать один из следующих вариантов:

  1. Подать заявление лично
  2. Направить заявление по почте
  3. Направить в электронной форме

Третий вариант был доступен только в случаях, если такая возможность была предусмотрена правилами приема, утвержденными вузом. Часть вузов, например МГУ, для подачи документов в электронной форме требовали применения усиленной квалифицированной электронной подписи.

Однако 3 апреля 2020 года Приказом Минобрнауки №547  было утверждено всего два способа подачи документов:

  1. Подать на сайте университета через личный кабинет
  2. Через суперсервис «Поступление в вуз онлайн» на сайте госуслуг

Форма документов - сканы или фотографии с обеспечением машиночитаемого распознавания реквизитов.

Иными словами, в 2020 году поступающие обязаны подавать документы на сайте вуза или средствами суперсервиса. 

Подача заявления через сайт университета

У большинства вузов на сайте имеется личный кабинет, в котором абитуриент может зарегистрироваться и отправить заявление на поступление в университет. Порядок действий примерно следующий:

  1. Распечатать заявление о приеме, заполнить его и подписать от руки
  2. Отсканировать или сфотографировать подписанный документ, загрузить скан в личный кабинет
  3. Прикрепить сканы или фотографии паспорта, аттестата или других документов об образовании
  4. Отправить заявку

В течение нескольких дней приемная комиссия рассмотрит заявку и внесет абитуриента в списки поступающих. Для зачисления нужно будет отправить через личный кабинет скан подписанного заявления о согласии на зачисление. 

Кроме того,  в течение года после зачисления нужно обязательно предоставить оригиналы документов в университет. 

Подача заявления через госуслуги 

В 2019 году Министерство науки и высшего образования РФ представило презентацию суперсервиса «Поступление в вуз онлайн». Сервис был протестирован среди 53 вузов-участников эксперимента. С 20 июня суперсервис «Поступление в вуз онлайн» станет доступным для абитуриентов, подающих документы в указанные вузы.

Преимущества подачи документов через суперсервис:

  • Можно подать заявление удаленно
  • Один пакет документов сразу для всех выбранных вузов
  • Можно отслеживать конкурсную ситуацию в режиме реального времени
  • Зачисление в вуз происходит без личного посещения

Чтобы воспользоваться услугами суперсервиса, понадобится подтвержденная учетная запись на сайте госуслуг. Для ее подтверждения нужно зарегистрироваться на портале, ввести свои данные, а потом подтвердить личность одним из способов:

  • Очно в МФЦ. Требуется предварительная запись. 
  • Воспользоваться интернет-банком Сбербанка, Тинькофф Банка или Почта Банка. При этом абитуриент должен быть клиентом этого банка. 
  • Получить подтверждающее письмо Почтой России.
  • Использовать квалифицированную электронную подпись. Получить ее можно в аккредитованном удостоверяющем центре. 

Квалифицированную электронную подпись можно заказать здесь. Для это абитуриенту должно быть не меньше 14 лет а также следующие документы:

  • Паспорт абитуриента (оригинал или заверенная копия)
  • Номер ИНН. Если свидетельства ИНН еще нет, то оформить его на сайте Налоговой
  • Номер СНИЛС. Его можно получить через МФЦ или в управлении Пенсионного фонда по месту жительства
  • Заявление на выдачу сертификата электронной подписи
  • Письменное согласие одного из родителей на обработку персональных данных и совершение сделки (покупку подписи). Согласие оформляется в простой письменной форме, подписывается от руки

В итоге, нужна ли электронная подпись абитуриентам в 2020 году? 

  1. Для подачи документов в вузы электронная подпись не нужна
  2. Усиленная квалифицированная электронная подпись физического лица нужна в качестве одного из способов подтверждения учетной записи на госуслугах
  3. Подтвержденная учетная запись на госуслугах необходима абитуриенту для подачи заявления на поступление через суперсервис «Поступление в вуз онлайн».
Вернуться к списку новостей

Подпишитесь и получайте новые статьи по почте

Заполните поле Подписаться

Подписываясь, вы соглашаетесь на получение информационных сообщений от компании
ООО «Цифровые технологии» на условиях Политики конфиденциальности

Спасибо, что подписались
на нашу рассылку!

Узнавайте новости первыми —
подпишитесь на нашу новостную рассылку

Заполните поле
Подписаться

Подписываясь, вы соглашаетесь на получение информационных сообщений от компании
ООО «Цифровые технологии» на условиях Политики конфиденциальности

Спасибо, что подписались
на нашу рассылку!