Как подписать договор в электронной форме

Анастасия Митина · 13 сен 2021 · 2518 · Поделиться

Бывают ситуации, когда компании пришли к соглашению, определили существенные условия, готовы подписать договор и приступить к его исполнению, но для этого необходимо получить свою копию подписанного договора, пересылка которого может занять недели. В подобных случаях контрагенты вправе заключить договор в электронной форме.

Согласно действующему законодательству (ст. 160 и ст. 434 ГК РФ) такой договор, подписанный электронной подписью, подтверждает намерения сторон и становится основой для дальнейших действий по его исполнению. В случае нарушения обязательств одной из сторон другая может обратиться в суд онлайн, отправив электронный договор с формой иска (см. Инструкцию).

Какую электронную подпись выбрать

Закон 63-ФЗ определяет следующие виды электронной подписи: простая (далее — ПЭП), усиленная неквалифицированная (далее — НЭП) и усиленная квалифицированная подпись (далее — КЭП). Для использования организациями ПЭП или НЭП необходимо заключить письменное соглашение о переходе на электронный документооборот. В нём прописываются следующие условия:

  • признание обеими сторонами электронных документов юридически значимыми при соблюдении установленных сторонами правил;
  • виды документов, обмен которыми будет осуществляться в электронной форме;
  • перечень действий сторон при обмене документами, в том числе в случае форс-мажоров (например компрометации ключа электронной подписи одной из сторон);
  • вид используемой электронной подписи;
  • форматы направляемых и подписываемых файлов;
  • данные об уполномоченных представителях сторон сделки и их действия при получении, проверке, подписании и отправке электронных документов;
  • способ обмена и адрес (например, способ обмена — электронная почта, e-mail сторон, оператор ЭДО);
  • иные условия, принятые контрагентами.

В свою очередь КЭП не требует заключения подобного соглашения. На практике в случае долговременного сотрудничества контрагенты заключают его для того, чтобы определить правила взаимодействия и обезопасить себя от негативных последствий.

Рекомендуем использовать КЭП по следующим причинам:

  • в силу закона электронные документы, подписанные данным видом подписи, приравниваются к документам на бумажных носителях, подписанных собственноручной подписью;
  • КЭП обеспечивает сохранность и неизменность содержания подписанного документа, позволяет достоверно установить личность подписанта;
  • при её создании используются криптографические средства защиты информации, имеющие сертификаты соответствия требованиям ФСБ России;
  • КЭП выдаётся аккредитованными удостоверяющими центрами, а с января 2022 года — государственными органами (ФНС России, ЦБ РФ, Федеральное казначейство) (подробнее о нововведениях см. статью).

Требуемые средства

Для подписания электронных договоров необходимо приобрести:

  1. электронную подпись (рекомендуем КЭП, мастер подбора КЭП здесь);
  2. криптопровайдер СКЗИ КриптоПро CSP версии 5.0 (годовая и бессрочная лицензии, бесплатный период — 90 дней);
  3. программу для подписания файлов КриптоАРМ ГОСТ (годовая и бессрочная лицензии, бесплатный период —  14 дней).

Как подписать документ электронной подписью с помощью КриптоАРМ ГОСТ - см. Инструкцию.

Подписанный договор в электронном виде можно направить другой стороне по электронной почте или через мессенджер.

Судебная практика

Небольшая подборка судебных решений, в которых суды принимали решение на основе электронных документов — доказательств по делу.

Определение ВС РФ от 11.02.2019 по делу № 303-КГ18-25135

ВС РФ отклонил кассационную жалобу администрации г. Хабаровска — администрация заключила договор аренды, который был подписан КЭП только арендодателя. Данный договор был представлен в Росреестр в виде электронного образа документа. В связи с этим суд округа пришёл к выводу о несоответствии представленных документов установленным требованиям и признал оспариваемый отказ в регистрации договора аренды законным.

Решение Арбитражного суда Магаданской области от 26.03.2021 по делу № А37-408/2021

Общество заключило контракт (договор строительного подряда) с областной больницей в электронной форме. Проведённые работы больница оплатила частично на сумму 19 миллионов, задолжав ещё 17 миллионов. В связи с этим Общество обратилось в суд. В процессе судебного разбирательства больница признала исковые требования, поэтому суд удовлетворил иск полностью и постановил взыскать с учреждения здравоохранения основную задолженность, пени и прочие расходы истца.

Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.06.2019 по делу № А40-38069/2019

Компании заключили агентский договор и договорились об электронном документообороте через оператора ЭДО. Документом, подтверждающим исполнение договора, являлся акт выполненных работ, подписанный КЭП. Истец выполнил свои обязательства по договору, но не получил оплаты, в связи с чем обратился в суд. В суде Ответчик указал, что документы руководством не подписывались, а также заявил об их фальсификации. Для разрешения спора привлекли оператора ЭДО, который предоставил надлежащим образом подписанные электронные документы. Требования Истца были удовлетворены в полном объёме.

Вернуться к списку новостей

Подпишитесь и получайте новые статьи по почте

Заполните поле Подписаться

Подписываясь, вы соглашаетесь на получение информационных сообщений от компании
ООО «Цифровые технологии» на условиях Политики конфиденциальности

Спасибо, что подписались
на нашу рассылку!

Узнавайте новости первыми —
подпишитесь на нашу новостную рассылку

Заполните поле
Подписаться

Подписываясь, вы соглашаетесь на получение информационных сообщений от компании
ООО «Цифровые технологии» на условиях Политики конфиденциальности

Спасибо, что подписались
на нашу рассылку!