Закон о внедрении универсальной электронной карты был принят в 2010 году. Планировалось, что уже в 2014 году УЭК будет у каждого россиянина. Однако, на текущий момент было получено лишь около 777 тысяч заявлений от граждан.
Благодаря картам УЭК они могут идентифицироваться на портале госуслуг, получать и оплачивать услуги в электронном виде. Важно отметить, что помимо идентификационного и банковского приложения на карте УЭК имеется квалифицированная электронная подпись физического лица, с помощью которой можно подписывать электронные документы с юридической значимостью.
Для подписания файлов квалифицированной подписью дополнительно потребуется ГОСТ-криптопровайдер (например, “КриптоПро CSP”) и средство электронной подписи (например, “КриптоАРМ Стандарт”). Специально для удобства настройки рабочего места компанией “Цифровые технологии” был сформирован комплект “КриптоАРМ УЭК”.
Согласно инициативе Минэкономразвития с 1 января 2017 года эмиссия универсальных электронных карт будет прекращена. Ранее выданные карты будет действовать согласно установленному сроку - в течение пяти лет с момента выдачи.
Инфраструктура, созданная под УЭК, будет использоваться также для доступа к госуслугам с помощью электронного паспорта, массовая выдача которого запланирована с января 2017 года. Пожалуй, главной отличительной особенностью нового электронного паспорта является отсутствие банковского приложения. Таким образом, новые электронные паспорта позволят пользоваться государственными и муниципальными услугами, но не позволят оплачивать их в электронной форме.