Всё об электронной доверенности

Анастасия Митина · 23 ноя 2021 · 3801 · Поделиться

Электронная доверенность (машиночитаемая доверенность, МЧД) — это электронный документ, который:

  • создан в формате XML, подписан КЭП и имеет итоговый формат XMLDSIG;
  • или подписан установленным форматом электронной подписи в соответствии с требованиями Приказа Минцифры России от 14 сентября 2020 г. № 472;
  • или подписан в ином формате по соглашению участников информационного взаимодействия.

Кому нужна МЧД

Электронная доверенность необходима сотрудникам организаций и индивидуальных предпринимателей, действующих от их имени (например заместители директора, бухгалтеры, юрисконсульты, менеджеры по продажам и пр.). С её помощью можно заключать договоры и подписывать отчеты в электронной форме. К подписанному КЭП сотрудника документу прикладывается электронная доверенность, подписанная КЭП доверителя (директора/индивидуального предпринимателя/физического лица).

Напоминаем, что директора юридических лиц и индивидуальные предприниматели обязаны получать КЭП в УЦ ФНС, Казначейства, Центробанка или доверенных УЦ, а иные физические лица — исключительно в удостоверяющих центрах, аккредитованных по новым правилам (подробнее об этом мы писали здесь и здесь).

Требования к МЧД

Приказ Минцифры России от 18.08.2021 № 858 устанавливает единые требования к машиночитаемым формам документов о полномочиях:

  1. формат XMLDSIG или в соответствии с приказом № 472 или в формате, установленном сторонами;
  2. файл должен быть подписан УКЭП доверителя;
  3. если в информационной системе не реализована возможность автоматизированной обработки и визуализации данных доверенности, документ может быть составлен в машиночитаемой форме в формате PDF.

Содержание МЧД

Согласно Приказу Минцифры России от 18.08.2021 года № 857 электронная доверенность должна содержать следующую информацию:

  1. наименование документа;
  2. сведения о доверителе и представителе;
  3. дата совершения доверенности;
  4. срок действия доверенности;
  5. перечень полномочий представителя;
  6. идентификаторы полномочий из классификатора полномочий или иное описание полномочий;
  7. идентифицирующие сведения об информационной системе;
  8. номер доверенности;
  9. УКЭП подписанта доверенности;
  10. возможность передоверия.

Классификатор полномочий формируется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ согласно требованиям Приказа Минцифры России от 18.08.2021 № 856. Данный классификатор ведёт головной удостоверяющий центр. Доступ заинтересованных лиц к классификатору осуществляется с помощью портала госуслуг.

Дата вступления в силу указанных приказов Минцифры России: 01 марта 2022 года.

Дата окончания действия: 01 марта 2028 года.

При этом положения Закона 476-ФЗ об использовании электронной доверенности вступают в силу с 01 января 2022 года. Выявленное несоответствие дат вступления в силу приказов и положений Закона 476-ФЗ предложено разрешить следующим образом: в течение 2022 года машиночитаемые доверенности должны применяться добровольно, а аккредитованные удостоверяющие центры будут, как и раньше, выпускать на сотрудников компаний сертификаты электронной подписи с привязкой к организации (источник).

Для подписания электронных доверенностей и проверки электронных подписей понадобится соответствующее программное обеспечение. В ближайших обновлениях программы КриптоАРМ ГОСТ появится необходимый функционал. Следите за нашими публикациями!

Вернуться к списку новостей

Подпишитесь и получайте новые статьи по почте

Заполните поле Подписаться

Подписываясь, вы соглашаетесь на получение информационных сообщений от компании
ООО «Цифровые технологии» на условиях Политики конфиденциальности

Спасибо, что подписались
на нашу рассылку!

Узнавайте новости первыми —
подпишитесь на нашу новостную рассылку

Заполните поле
Подписаться

Подписываясь, вы соглашаетесь на получение информационных сообщений от компании
ООО «Цифровые технологии» на условиях Политики конфиденциальности

Спасибо, что подписались
на нашу рассылку!